heaven_demon ([info]heaven_demon) wrote,

Клещевой санпросвет

Я, когда-то очень-очень давно, обещался [info]tanchik'у написать санпросвет про всякие клещево-энцефалитно-боррелиозные дела. Времени конечно ни на что не хватает, но пора уже, думаю.

Итак, википедия нам говорит:
"Клещи́ (лат. Acari, Acarina) — подкласс членистоногих из класса паукообразных. Самая многочисленная группа в классе: в настоящее время описано свыше 48 тысяч видов." Из них лакомиться человечинкой снаружи или изнутри любят около 1000 видов, а в качестве запасной трапезной могут использовать ещё около 11000 разновидностей этих гадов. Но я не буду углубляться в дебри экзотической паразитологии и расскажу лишь о тех гадах и носимых ими болячках, с которыми можно встретиться наиболее часто.

Клещ-девочкаКлещ-мальчик
Вот примерно как-то так (самка+самец) и выглядит среднестатистический клещ. Длиной гады 2,5-4 мм — со спичечную головку — то есть вполне заметны глазу. Но вот, ежели насосутся кровушки — раздуваются аж до сантиметра.
Насосавшийся клещ От того, что у кого-то высосали милилитр крови, хуже этому кому-то вряд ли станет. Но косяк весь в том, что клещи переносят огромную хучу всякой инфекционной гадости. Это, конечно не блохи с чумой, но тоже ни разу не забавно.


Гадость первая и самая известная — клещевой энцефалит

Распространена, если верить данным ВОЗ 20-летней давности почти везде в средней полосе Евразии:

Более свежие карты есть тут, но от этого не легче. Поэтому ВСЕГДА перед путешествием куда-то надо уточнять, нет ли там сейчас нашествия злобных инопланетян клещей и не опасен ли район по какой-нибудь специфической заразе. Соответственно, если всё плохо, а ехать надо — то прививки вас спасут.
К вакцинации допускаются клинически здоровые люди (дети с 12 месяцев) после осмотра терапевтом (педиатром). Более подробно написано тут. Ну и технику безопасности в потенциально опасных районах соблюдать стоит.
Как происходит заражение и как удалять клеща очень хорошо показано в ролике ниже (на том же сайте есть ещё):

Для тех, кому видео смотреть лениво, картинка, как правильно удалять гада:

Ни руками, ни прижиганием, ни маслом — все эти способы не эффективны. Только пинцетом за основание головы. Продаются также (я не видел, в камментах подтвердили, есть) специальные приспособления для удаления клещей. После этого клеща нельзя, ни в огонь, ни в воду, ни на медные трубы. Только в пластиковую (на крайний случай стеклянную) банку с плотной завинчивающейся крышкой. И в ближайшую лабораторию как можно скорее!
Телефон лаборатории можно узнать, позвонив в любую инфекционную больницу. Телефон больницы — в справочной города.
Там клеща примут и проверят на заразность — наличие вируса энцефалита (займёт около суток). Если не повезло — придётся лечиться, или будет большой риск "моментально, в море" ©
Через 10 дней после укуса можно сдать кровь на определение наличия вируса энцефалита методом ПЦР. Через 2 недели после укуса — на антитела (IgM) к вирусу клещевого энцефалита.
Инкубационный период болезни составляет от 4 до 14 дней.

  • Для клинической картины клещевого энцефалита европейского подтипа характерна бифазная лихорадка. Первая фаза длится 2-4 дня. Этот этап сопровождается неспецифической симптоматикой, включая лихорадку, недомогание, анорексию, боли в мышцах, головную боль, тошноту и/или рвоту. Затем наступает восьмидневная ремиссия, после которой у 20-30% больных следует вторая фаза, сопровождающаяся поражением центральной нервной системы, включая менингит (лихорадка, сильная головная боль, ригидность мышц шеи) и/или энцефалит (различные нарушения сознания, расстройства чувствительности, моторные нарушения вплоть до паралича). Но данный тип для териитории России практически не характерен (<5%).

  • Для урало-сибирского/дальневосточного подтипов характерно более бурное течение с более высокой летальностью. Заболевание начинается с резкого повышения температуры тела до 38-39 °C, начинаются сильные головные боли, нарушения сна, тошнота. Через 3-5 дней развивается поражение нервной системы.

Лечиться в случае обнаружения вируса в слюне клеща нужно будет только в стационаре. Причём всяческие рекламируемые препараты для профилактики типа Йодантипирина — не эффективны. Поэтому только к докторам в больничку. Без вариантов.

Гадость вторая — клещевой боррелиоз, или болезнь Лайма, или Лайм-боррелиоз

Географическое распространение клещевого боррелиоза обширно, он встречается на всех континентах (кроме Антарктиды). Считают весьма эндемичными (постоянное проявление данного заболевания в определенной местности) по этому заболеванию Ленинградскую, Тверскую, Ярославскую, Костромскую, Калининградскую, Пермскую, Тюменскую области, а также Уральский, Западносибирский и Дальневосточный регионы. На территории Ленинградской области основными хранителями и переносчиками боррелий являются таежный и европейский лесной клещи. Зараженность возбудителями болезни Лайма клещей - переносчиков в разных природных очагах может варьировать в широком диапазоне (от 5-10 до 70-90%).Распространена примерно там же, где и энцефалит, плюс ещё и в Америке. Только вызывается, в отличие от него не вирусами, а бактериями Borrelia burgdorferi. Инкубациооный период — от нескольктх дней до нескольких месяцев. Болезнь может протекать бессимптомно, или с абсолютно неспецифичными симптомами: ознобом, повышением температуры тела, головной болью, ломотой в мышцах, выраженной слабостью и утомляемостью. На месте присасывания клещей может появиться распространяющееся кольцевидное покраснение — мигрирующая кольцевидная эритема, встречающаяся у 60-80% больных:
Кольцевидная эритема при болезни Лайма

Относительный риск заразиться боррелиозом несколько меньше, чем энцефалитом, так как боррелии живут не в слюне клеща (которая сразу попадает в ранку), а в его кишечнике. Но в абсолютных значениях — риск заражения боррелиозом выше (в РФ примерно в 3 раза), так как вирус энцефалита переносят около 5% клещей, а возбудителей боррелиоза — гораздо больше. В случае укуса клеща в потенциально опасном районе, его необходимо так же сдать "в поликлинику, на опыты" © А через 10 дней после укуса, также как и в случае возможного энцефалита — сдать кровь для определения боррелий методом ПЦР. На антитела (IgM) к боррелиям кровь можно сдавать не ранее, чем через 3 недели после укуса.
Сразу после укуса (максимум в течение 72 часов), если есть возможность, для профилактики нужно однократно выпить 200 мг Доксициклина. Кроме беременных и детей до 8 лет. Детям старше 8 из расчёта 4 мг на килограм веса, в сумме не более 200 мг.
Лечиться в случае заболевания в стационаре может и не придётся, но курс антибиотиков пропить нужно будет обязательно.

Гадости прочие, тоже клещами носимые
Распространены примерно так же, как и предыдущие две. Да и всё сказанное выше вполне справедливо будет и для них. Поэтому, ежели куда собираетесь в места массового скопления этих ползучих гадов — предохраняйтесь соблюдайте форму одежды и осматривайте друг друга после таких прогулок. И не болейте! ;)

Upd.: Про прочие клещеносимые гадости есть тут. Но там я не со всем согласен с тем, что удалять нужно сразу: если до травмпункта ехать меньше часа и у вас нет пинцета или инструмента — пусть лучше удалять будут специально обученные люди. Заодно и ещё раз напомнят, что делать.

Upd.2: Думаю тоже будет актуально. От клещей из репеллентов наиболее эффективно защищают только средства, содержащие ДЭТА (диэтилтолуамид). Но он токсичный, поэтому сильно усердствовать не стоит, особенно детям и беременным. Про правильную закрытую ("штаны-в-носки") одежду в лесу и взаимоосмотр после, тоже, конечно, забывать не стоит.

Upd.3 10.05.2012: С началом нового сезона добавляю адрес, где в Москве можно сдать кровь на боррелиоз и клеща на энцефалит и боррелиоз:
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве",
129626, Москва, Графский переулок, 4/9 (ст.м. Алексеевская).
Тел.: 8 (495) 687-40-30 (исследование крови) или 8 (495) 687-40-30 (исследование клеща), или 8 (495) 687-62-84.

Звонил туда. По состоянию на 15.05.2012:
  • клещей можно приносить в рабочие дни с 9.00 до 15.30 (перерыв 12.30-13.30), стоимость исследования клеща 860 р.

  • кровь (из вены, 4-5 мл, в пробирке без консервантов) можно приносить по направлению врача (из поликлиники) с понедельника по среду с 9.00 до 12.00, стоимость исследования крови 494 р.

  • Если знаете адреса и подробности в других городах — кидайте, добавлю.

    Upd.4: Вот тут есть хорошее описание с видео по удалению клеща.

    Upd.5:Обсуждение в Доктор-киллер: http://doktor-killer.livejournal.com/2607282.html
    Там же ссылка на сайт Роспотребнадзора со свежими (25.04.2012) документами: "Профилактика клещевого весенне-летнего энцефалита и клещевого боррелиоза" и "Перечень административных территорий субъектов Российской Федерации, эндемичных по клещевому вирусному энцефалиту в 2011 г."

    Tags: useful, врачебное, медпросвет

    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      Your reply will be screened

      Your IP address will be recorded 

    • 120 comments
    Previous
    ← Ctrl← Alt
    • 1
    • 2
    Next
    Ctrl →Alt →

    [info]solarochka

    June 20 2010, 10:11:01 UTC 1 year ago

    на злобу дня :(

    [info]heaven_demon

    June 20 2010, 17:10:48 UTC 1 year ago

    Что случилось?

    [info]metamorphosus

    June 20 2010, 19:14:39 UTC 1 year ago

    от болезни Лайма нет прививок, насколько я помню :(

    [info]heaven_demon

    June 20 2010, 19:18:08 UTC 1 year ago

    Ты правильно помнишь, но я про это и не написал :)

    [info]morita

    1 year ago

    [info]morita

    1 year ago

    [info]gulagly

    1 year ago

    [info]morita

    1 year ago

    [info]morita

    1 year ago

    [info]curlyzu

    June 28 2010, 12:06:20 UTC 1 year ago

    продаются. в питере почти во всех ветаптеках. купила ещё год назад. обожаю :)

    [info]heaven_demon

    June 28 2010, 15:58:50 UTC 1 year ago

    Ну, я честно не искал)

    [info]krinang

    June 28 2010, 12:21:47 UTC 1 year ago

    Болезнь Лайма пережила на собственном опыте. До сих пор благодарю ту информационную радиопередачу про клещей и болезни, переносимые ими, которую услушала в день укуса. Энцефалита в клеще не было, но когда на 4-й день появилась эритема, я уже знала, что это =)

    [info]aol985

    June 28 2010, 12:55:35 UTC 1 year ago

    другое интересно. В детстве клещи кусались пачками, снимались даже не откручиванием, а простым выдергиванием, и -- ничего. А сейчас сумасшествие какое-то, цапнул один -- все, готовимся в морг. Что случилось-то?

    [info]tanchik

    June 28 2010, 14:26:33 UTC 1 year ago

    А еще я точно помню, что в детстве была трава зеленей, дом на даче - просторней, деревья выше и люди добрей. Что делать?! ;)

    [info]tanchik

    1 year ago

    [info]dorofeya

    1 year ago

    [info]tanchik

    1 year ago

    [info]aol985

    1 year ago

    [info]inmigrante

    2 weeks ago

    [info]alex_anv

    June 28 2010, 13:00:47 UTC 1 year ago

    Объясните пожалуйста такой момент: вот я привился от клещевого энцефалита, и какие теперь мои действия при обнаружении укуса клеща? Бежать к врачам как если бы прививки не было, или выкинуть его и спокойно забыть?

    [info]gulagly

    June 28 2010, 13:49:58 UTC 1 year ago

    лучше всего, разбежаться и .... ну ты понел! А что ксается прививки, - тебя же прививали в детстве от тубика, - но каждые 2 года флюру проходить "добровольно-принудительно" приходилось, - короче ты понел таки, да!

    [info]tony_green

    June 28 2010, 13:48:58 UTC 1 year ago

    Хорошо, что есть такие культпросветы. Спасибо! Еще одна полезная ссылка про клещей в журнале у [info]botalex.

    [info]heaven_demon

    June 28 2010, 16:02:40 UTC 1 year ago

    Спасибо, сейчас добавлю сцыль :)

    [info]sv17

    1 year ago

    [info]sv17

    1 year ago

    [info]_vesta_

    June 28 2010, 13:56:41 UTC 1 year ago

    Скажите пожалуйста. тем кто привит - тоже надо тащить клеща в лабораторию и сдавать анализы?

    [info]heaven_demon

    June 28 2010, 16:03:55 UTC 1 year ago

    В обязательном порядке. Лучше перестраховаться, это всегда. Да и прививка может быть от чего-то другого, что носит всебе клещ, или просто иммунитет ослабнуть со временем.

    [info]_vesta_

    1 year ago

    [info]mfreidin

    June 28 2010, 14:55:12 UTC 1 year ago

    Только пинцетом за основание головы.

    Плохой способ, так как все равно есть риск оторвать тело, а голова останется. Да и пинцет надо иметь под рукой
    Быстро и просто: ниточкой (из одежды, платка, откуда угодно). Делаем петельку, накидываем на клеща поближе к носу, ниточку скручиваем, заужая петельку. Клещ вылетает мгновенно в целости и сохранности.

    [info]heaven_demon

    June 28 2010, 16:05:40 UTC 1 year ago

    Re: Только пинцетом за основание головы.

    Поспорю. Ниточкой легко порвать клеща между головогрудью и головой. И тогда уже останется только пинцетом.

    [info]mfreidin

    1 year ago

    [info]mfreidin

    1 year ago

    [info]mfreidin

    1 year ago

    [info]sasha_sergeeva

    June 28 2010, 15:18:26 UTC 1 year ago

    По поводу удаления клеща: поскольку мы проживаем в той части страны, где энцефалитный клещ встречается не только в пригороде, но и в отдельных районах города, местные эпидемиологи регулярно в местных же СМИ убедительно просят самодеятельностью не заниматься, а по факту обнаружения клеща мчаться в травмпункт, где специально обученные люди паразита удалят.

    [info]heaven_demon

    June 28 2010, 16:06:27 UTC 1 year ago

    И очень правильно советуют. Да!

    [info]me_reme

    June 28 2010, 17:36:20 UTC 1 year ago

    а что делать если в лаборатории не хотят принимать на анализ клеща? говорят следите за поведением животного, если сплохеет - привозите. образцы выкинули

    [info]heaven_demon

    June 28 2010, 17:40:00 UTC 1 year ago

    Ехать в другую лабораторию. Если другой нет - обращаться в вышестоящие. Но! Если речь идёт о животном — я утверждать не возьмусь, что нет законной отмазки не делать анализ. Подозреваю, что можно устроить профилактику боррелиоза по схеме для детей, но это нужно уточнять у ветеринаров.

    [info]glas_naroda

    June 28 2010, 17:43:24 UTC 1 year ago

    А почему ни слова не сказано про столь популярный препарат, как «гаммаглобулин», который поголовно ставят себе все после укуса?

    [info]heaven_demon

    June 28 2010, 17:54:11 UTC 1 year ago

    Потому что это есть у botalex'a и потому что это должен назначать и делать доктор. Нефиг заниматься самодеятельностью.

    [info]verazh

    June 28 2010, 18:00:26 UTC 1 year ago

    Спасибо за информацию!
    Мы живем на юго-востоке Швеции, и у нас МНОГО клещей. Вот только что вынула у сына из брови одного, маленького. По энцефалиту эпидемическая ситуация стабильная, единичные случаи, вспышек нет. Борелиоз - переболели все соседи, половина знакомых и, по-моему, вся область и не по разу.
    никто не бегает в поликлинику, все вынимают клещей сами (я пинцетом для выщипывания бровей), спускают в унитаз и все. висят кое-где агитки 8), чтобы люди, ЖЕЛАЮЩИЕ поучаствовать в исследовании, звонили туда-то, и там скажут, куда нести банку с клещом и кровишшу сдавать. а так - я, кажется, единственная мамаша в классе (в 2х - детей-то двое, 12 и 9 лет) которая "дезинфицирует", ну, то есть перекисью или чем еще протирает место укуса.
    О том, чтобы кто-то прививался от энцефалита - не слышала, но каждый год собираюсь, мы живем в деревне, дети постоянно в лесу-в поле.
    ввиду того, что в целом подход к лечению крайне, ммм,.. гиподиагностический,так скажем, то в случае вспышки энцефалита будет неприятно, наверное...
    не говоря о том, что до поликлиники у нас некоторое, так скажем, расстояние, и нет вообще уверенности, что такие анализы проводят.
    Вопрос: имеет смысл собирать в баночку всех клещей и раз в неделю возить из в этот "следовательский лабрадор", или ну его? насколько сильно можно надеяться на "авось" по мнению специалиста? в среднем 5-10 клещей в неделю на семью из 4х человек, не считая кошки 8))) у нее ошейник специальный 8))
    прививаться когда "уже поздно"? в смысле вот сейчас в июне-начале июля я привью детей, допустим, и когда у них будет сформирован иммунитет?
    доктор, я недооцениваю опасность или как?
    а вообще тетка двоюродная болела энцефалитом, грустное дело, уже 40 лет прошло и у нее была легкая форма, но, так сказать, бесследно не прошло 8////
    Спасибо еще раз за статью!

    [info]heaven_demon

    June 28 2010, 18:51:38 UTC 1 year ago

    "уже поздно" - когда уже заболели. Для анализа без разницы сколько дней провалялся клещ в банке - хоть год. Но тогда уже для каждого члена семьи заведите отдельную баночку.
    Про время формирования иммунитета вот, почитайте:
    ---
    Схема вакцинации клещевого энцефалита состоит из 3 доз, которые вводятся по схеме 0-1(3)-9(12) месяцев; ревакцинация проводится каждые 3 года.
    После стандартного первичного курса из 3-х прививок иммунитет сохраняется в течение, как минимум, 3 лет (максимум - 5).
    По профессиональной технике безопасности для выезжающих на полевые работы в эндемичные регионы, ревакцинация проводится ежегодно.
    В случае, когда была пропущена одна ревакцинация (1 раз в 3 года), весь курс заново не проводятся, делается лишь одна прививка-ревакцинация. Если было пропущено 2 плановых ревакцинации, курс прививок против клещевого энцефалита проводится заново.
    Для формирования иммунитета у большинства привитых достаточно 2 прививок с интервалом в 1 мес. При необходимости этот интервал может быть сокращен до 2 недель.
    Однако для выработки полноценного и длительного (не менее 3 лет) иммунитета необходимо сделать третью прививку через 9-12 мес., причем этот интервал сокращен уже быть не может.
    Вакцинация способна реально защитить около 95% привитых.
    ---
    А недооцениваете ли вы или нет - это вам наверное всё же подскажет местный эпидемиолог. Но шанс попасть даже в самый маленький процент есть всегда, это факт.

    [info]verazh

    1 year ago

    [info]inmigrante

    2 weeks ago

    [info]saplady

    June 28 2010, 18:27:40 UTC 1 year ago

    Спасибо!
    Только убери самовключающееся видео, пожалуйста.

    [info]heaven_demon

    June 28 2010, 18:32:12 UTC 1 year ago

    На здоровье :)

    Да не включается оно само!!! в IE, в опере и в мозилле, только после того как тыкнешь. Само только плеер подгружает, ну дык это в любом онлайн-плеере на флеше. Ну и смысел в нём кагбэ тоже. По сцылке не каждый прошагает, а тут встретит в тексте, авось и тыкнет.

    [info]saplady

    1 year ago

    [info]saplady

    1 year ago

    [info]maratische

    June 28 2010, 19:43:16 UTC 1 year ago

    Казань Россия
    сколько раз народ пытался сдать клеща, медики отказывались. "с вами же все в порядке"

    теоретически можно обратиться в любую платную клинику и там сделают прививку от клещей? постоянно бываю в походах в лесах, мне везет, но с других клещей снимали.

    [info]heaven_demon

    June 28 2010, 19:46:53 UTC 1 year ago

    На "отказывающихся" надо писать жалобу. Ибо нефиг.
    Я думаю, что да, можно. Главное просто найти где их делают и всё.

    [info]janvaria

    June 28 2010, 20:43:29 UTC 1 year ago

    меня в мае клещ в лесу укусил, несмотря на плотную джинсовую одежду, средство от клещей и тщательный осмотр дома после леса; вечером ничего-никого на мне не было - утром проснулась с разбухшим клещом на ноге.
    сняли пинцетом, ранку замазала йодом, клеща понесли на анализ, но анализ на энцефалит у нас не делают (сказали - нет случаев заболевания), а на боррелиоз анализ делали неделю! поэтому врач посоветовала пропить доксициклин, дабы не упустить время.
    клещ, к счастью, оказался совершенно здоров :) Но повторного опыта мне бы не хотелось :)

    [info]h_d_v

    June 29 2010, 07:11:58 UTC 1 year ago

    А где можно почитать про токсичность дэты? Сколько можно мазаться, сколько будет много и какие последствия могут быть? А то я 3 недели в карелии пользовался им минимум дважды в день - наносил на лицо - и вроде никаких последствий...

    [info]heaven_demon

    June 29 2010, 18:39:07 UTC 1 year ago

    Например тут или тут - но только на басурманском.
    Вы, главное, избегайте попадания в рот и на слизистые. На лицо его не стоит брызгать часто, лучше использовать панамы с антимоскитной сеткой, или просто обрабатывать воротник и шапку.

    [info]iscander_che

    June 29 2010, 10:32:06 UTC 1 year ago

    А лосиные мухи серьёзную дрянь переносят?

    [info]heaven_demon

    June 29 2010, 18:57:15 UTC 1 year ago

    Переносят, но случаев заражения людей не выявлено. Вот тут почитайте.

    [info]maxupgrader

    June 29 2010, 12:02:37 UTC 1 year ago

    Очень хорошая статья.
    Но есть 2 момента, затрудняющие усвоение информации:

    "Лечится в случае заболевания в стационаре может и не придётся, но курс антибиотиков пропить нужно будет обязательно." и
    "Лечится в случае обнаружения вируса в слюне клеща нужно будет только в стационаре."

    Кто (что) делает? лечится. Я долго пытался понять, кто там лечится, и что это в контексте означает? Потом понял, что не хватает мягкого языка. Лечиться. Что делать? Лечить себя.

    [info]heaven_demon

    June 29 2010, 18:51:12 UTC 1 year ago

    Здравствуйте, коллега

    Спасибо. В 4 утра при n-й редакции порой и не такое бывает.

    [info]medvedd

    June 30 2010, 09:48:45 UTC 1 year ago

    Спасибо, актуально!

    Anonymous

    July 1 2010, 09:47:16 UTC 1 year ago

    Добавте)

    Добавте про Крым-Конго. Возможно конечно кто то сочтет экзотом. Но если очень очень не повезет то некоторых районах СНГ/РФ/востоке/азии и тп. можна поймать от клеща. Прогноз не самый благоприятный и прийдется в инфекционным боксе лежать, а плющить будет так мало не покажется.

    [info]heaven_demon

    July 1 2010, 19:53:00 UTC 1 year ago

    Re: Добавте)

    Да, вы правы, спасибо. Если будет время - добавлю.

    [info]sgustchalost

    July 6 2010, 11:39:57 UTC 1 year ago

    "Для клинической картины клещевого энцефалита европейского подтипа характерна бифазная лихорадка"

    - На территории России практически нет "вируса клещевого энцефалита европейского подтипа".
    У нас - сибирский подтип (он же - урало-сибирский).

    "Риск заразиться боррелиозом несколько меньше, чем энцефалитом, так как боррелии живут не в слюне клеща (которая сразу попадает в ранку), а в его кишечнике, но он есть."
    Это отчасти верно, но:
    1) более верно для американских боррелий и/или клещей, а не для российских.
    2) число заболевших боррелиозом в РФ в три раза больше, чем энцефалитом. Отчасти потому, что 50% иксодовых клещей заражены боррелиями и только 5% - вирусом клещ. энцефалита.

    [info]heaven_demon

    July 6 2010, 12:51:42 UTC 1 year ago

    А вы не могли бы поделиться источниками? Сделаю тогда апдейт.

    [info]inmigrante

    July 12 2010, 22:18:03 UTC 1 year ago

    Везет... Тут в Испании покрутят у виска, если я им приволоку клеща на анализ. А клещей - пруд пруди....

    [info]gutt_tlt

    July 23 2010, 21:07:22 UTC 1 year ago

    По поводу ДЭТА есть уточнение. Эффективны лишь репелленты с высоким содержанием ДЭТА -- процентов эдак от 30--50-ти. Лучше обратить внимание на средства от клещей с пирметринами.
    Кожу ими обрабатывать нельзя, зато на одежде могут держаться до двух недель. Можно почитать, к примеру, тут: http://www.ixodes.ru/repellent.html

    [info]heaven_demon

    July 25 2010, 11:05:40 UTC 1 year ago

    Спасибо. вы действительно правы. но у нас народ такой. что мжет начть брыгть такие рплленты спокойно на кожу, особо у детей. Так что пусть уж лучше висит инфрмация по ДЭТА. оно хоть немного безопснее.

    [info]chifundo_relja

    September 12 2010, 12:44:05 UTC 1 year ago

    :-) - [info]heaven_demon
    Previous
    ← Ctrl← Alt
    • 1
    • 2
    Next
    Ctrl →Alt →
    Create an Account
    Forgot your login or password?
    Facebook Twitter More login options
    English • Español • Deutsch • Русский…